Описание
Незадолго до смерти граф Ботмер начал работу над книгой, где сообщалось: «высота, ширина и глубина – это не только направления, это качества. И поворот – это не только изменение направления – metanoeite (греч.), поверни смысл своей жизни, свои чувства к Богу (покайся); всякое направление имеет некую цель. Все эти вещи живут в моральном мировом порядке и почти невозможно писать про гимнастику и ещё меньше делать её без выхода в область морального. Ведь уже «anthropos» (греч. – «выпрямившийся»), есть моральное мировое явление».
Ботмеровская гимнастика культивирует отношения тела человека с пространством вокруг него, помогает выстраивать пространство внутри себя и находить равновесие. Ботмер начальной и конечной точкой всех упражнений выделил прямостояние человека, поскольку это "нулевая точка", в которой пространственные силы пребывают в равновесии. Ботмер считал, что любые перемещения в пространстве есть также явления морального порядка (человек, двигаясь, воздействует на пространство, и оно в ответ воздействует на него), и сами пространственные направления переживаются человеком как моральные качества: так, действия силы тяжести переживаются человеком как усталость; легкость, устремление вверх — как повышение жизненного тонуса, бодрость, воодушевление. Духовный образ человека можно выстраивать и посредством физических упражнений. Пространственные силы, действующие на человека всю жизнь, начиная от зачатия, распределяются по осям: по вертикали на человека действует гравитация (сила тяжести), которой он противодействует , стремясь выпрямиться, преодолевая тяжесть лёгкостью (левитацией). В горизонтальной плоскости на человека действуют силы сжатия и расширения; их наибольшее влияние приходится на область грудной клетки. В направлении «взад – вперёд» действуют силы устремления и сдерживания: «вперёд» направлены устремления человеческой воли, (аспект будущего); позади человека – свершённое, опыт (аспект прошлого). Когда человек выстраивает в пространстве линии и фигуры, находящиеся в определенном соотношении с направлениями сил, они обратно воздействуют на него, и в результате тело человека расправляется в направлении этих сил; он входит в резонанс с пространством и погружается в состояние гармонии.
В Ботмеровской гимнастике, имеющей дело с архитектурой тела, пространственные направления неосознанно переживаются человеком как моральные качества.
И если архитектура - это застывшая музыка, то Ботмеровская гимнастика - это ожившая музыка, архитектура, которая поет, воссоединяя нас с Космосом.
В ней учтено и то, что человек - существо, находящееся в непрерывном становлении. Поэтому Ботмеровская гимнастика имеет перед собой две основных задачи.
Первая - физическое воспитание в соответствии с возрастными особенностями развития. Упражнения должны быть адекватны сознанию, восприятию и физическим возможностям, а также поддерживать процессы становления психической и физической организации.
Вторая – художественное развитие человеческого тела. Гимнастика не должна быть дрессурой тела или просто усвоением неких навыков, она должна воспитывать человека, его художественный вкус, его чувства.
Упражнения для взрослых связаны со свободным осмысленным обращением с телом. Они образуют в пространстве линию и фигуры, и творит их человек. Это сознательное построение пространственных форм, осознанное взаимодействие человека с пространственными силами.
В то время, как человек выстраивает пространственный образ и встраивается в него своим телом, происходит обратное воздействие пространственных сил на человека, в результате чего тело его расправляется в направлении сил и приходит в гармонию с ними.
Это дает возможность использовать упражнения ботмеровской гимнастики в качестве тренинга для актёров, для развития чувств равновесия и движения, при различных нарушениях осанки и в других оздоровительных и лечебных целях.